УРОК № 18
Тема. Префикс. Суффикс
Цель: дать учащимся представление о префиксе и суффиксе, их значении и роли в слове; развивать навыки устной речи, умение под руководством учителя работать с учебником, находить слова с префиксами и суффиксами, умение видеть состав слова с целью выработки навыков грамотного письма.
Оборудование: индивидуальный раздаточный материал, учебник.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с карточками.
Карточка
Перепишите слова, вставив пропущенные буквы. Обозначьте корни. Поставьте в словах ударение.
З..ря, з..рница, з..рево, оз..рать, з..ри, з..рька, оз..ренный; заг..р, заг..реть, наг..р, подг..реть, уг..р.
Карточка № 2
Перепишите слова, вставив пропущенные буквы. Обозначьте корни и суффикс – а – после корня.
К..снуться, к..саться, прик..саться; предл..жить, предл..жения, предл..гать, прил..жение, прил..гательное; зап..рать, зап..реть, расст..лить, расст..лать.
Карточка № 3
Замените данные выражения одним словом с корнем – раст – (-ращ-) – – рос-. Запишите эти слова.
1. Пустить
Карточка № 4
По опорным словам и словосочетаниям, в которые нужно вставить пропущенные буквы, составьте и запишите предложения на тему “Рыбная ловля”.
Соб..рались. Проб..рались через кусты. Расстилался туман. Костер разг..рается. Расположились. З..ря дог..рает.
3. Фронтальный опрос.
– Расскажите о написании гласных в корнях с чередованием и-е. Приведите примеры.
– Расскажите о чередовании а-о в корнях – гар – – – гор-, – зар – – – зор-. Приведите примеры.
– Расскажите о правописании корней – клан – – – клон-, – твар – – – твор-. Приведите примеры.
– Расскажите о правописании корней – лаг – – – лож-, – кас – – – кос-. Приведите примеры.
– Расскажите о правописании корней – раст – (-ращ-) – – рос – в безударной позиции. Приведите примеры.
4. Проверка выполнения упражнения.
Упр. 157.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала (с. 87, А).
2. Беседа с учащимися.
– Что называют префиксом?
– Сколько префиксов может быть в слове?
– Сравните значение некоторых префиксов в русском и украинском языках (см. с. 87).
3. Выявление восприятия.
Упр. 168.
4. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала (с. 88, Б).
5. Беседа с учащимися.
– Что называют суффиксом?
– Какие бывают суффиксы? Для чего они нужны?
– Для чего нужно видеть состав слова и понимать значение его морфем?
6. Выявление восприятия.
Упр. 173, 174.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра “Измени слово”.
К данным глаголам подберите однокоренные с другими префиксами, чтобы новые глаголы были противоположны по смыслу. Запишите полученные словосочетания. Обозначьте префиксы.
Приехать в город – выехать из города; закрыть окно, развязать узел, выходить из дома, придвинуть стол, приклеить марку, разъединить провода, прицепить вагон к поезду, принести книгу.
2. Игра “Подбери префикс”.
Добавьте нужные по смыслу префиксы и запишите полученные слова. Выделите префиксы.
В класс (в-,вы-)ходит преподаватель математики. С шутками (вы-,от-)ходят ученики из школы. По дороге в школу друг всегда (за-,при-)ходит за мной. Дорогу надо (про-,пере-)ходить осторожно. Поезд плавно (с-,от-)ходит от платформы.
3. Зрительно-слуховой диктант.
Выпишите слова с одним префиксом в левый столбик, с двумя – в правый. Префиксы обозначьте.
Остолбенеть от испуга, обезвредить зараженный источник, обезуметь от боли, осмотреть музей, большой проигрыш, просмотр нового фильма, переподготовка специалистов, перестройка дома.
4. Распределительный диктант.
Распределите слова по трем столбикам: в первый запишите слова с суффиксами с уменьшительным значением, во второй – с увеличительным значением, в третий – обозначающие людей.
Карандашик, домик, строитель, писатель, самоварчик, художник, пожарник, домище, жарища, дачка, возище, кораблик, бородище.
5. Игра “Кто больше?”
Приведите примеры однокоренных слов, которые различаются суффиксами оценки.
Слова-основы: дом, лес.
6. Игра “Найди суффикс”.
Найдите и обозначьте суффиксы в словах. Как изменяется значение слова с появлением второго суффикса?
Водяной жук, водянистый суп; отцов пиджак, отцовский характер.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий 17, 18 (с. 87, 89). Упр. 170, 175.