УРОК № 62
Тема. Притяжательные местоимения. Определительные местоимения. Культура речи. Развитие речи. “Гонимы вешними лучами…”
Цель: дать учащимся представление о притяжательных и относительных местоимениях, сформировать навыки находить притяжательные и относительные местоимения в устной и письменной речи; работать над развитием и культурой речи учащихся.
Оборудование: учебник, учебные тексты, толковый словарь.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Проблемные вопросы к учащимся.
На какие вопросы отвечают выделенные слова? Какие из них прилагательные, а какие – местоимения?
Сестрин платок | Мой платок |
Лисья нора | Твоя комната |
Воронье гнездо | Ваши домики |
Птичьи домики | Наши домики |
Свое жилище |
2. Вывод учителя.
Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные.
3. Выявление восприятия.
Устно просклоняйте одно-два притяжательных местоимения.
4. Практическое задание.
Поставьте вопросы к выделенным местоимениям. В каких примерах они обозначают лицо, а в каких – принадлежность?
I. Мы услышали его.
Мы были в восторге от него.
II. Мы услышали его песню.
Мы были в восторге от его песни.
К какому местоимению прибавлено н?
5. Лингвистическое наблюдение.
Формы родительного падежа личного местоимения 3-го лица его, ее, их могут употребляться для обозначения принадлежности.
6. Объяснение учителя.
К определительным местоимениям относятся следующие: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой. Они изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные.
7. Работа с учебником.
Ознакомление со склонением некоторых определительных местоимений (с. 303).
ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Устранение речевых ошибок.
Устраните недочеты в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните притяжательные местоимения.
1) На ихних огородах травы много наросло. 2) В ихнем хозяйстве коровы хорошей породы. 3) Лавочник протянул Алеше его пухлую руку. 4) Чудесный дворец построен для школьников города. Летчики были его гостями. 5) На него помощь нельзя надеяться. 6) Все смотрели на его с интересом.
2. Диктант с комментированием.
Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу притяжательные и личные местоимения. Подчеркните притяжательные местоимения. Прокомментируйте свой выбор.
1) Жил старик со… старухой у самого синего моря. (А. Пушкин) 2) Царь Салтан гостей сажает за… стол. (А. Пушкин) 3) Прощай же, море! Не забуду… торжественной красы и долго, долго слышать буду… гул в вечерние часы. (А Пушкин) 4) Яков наслаждался своей победой, как дитя; все… лицо преобразилось. (И. Тургенев)
3. Устное упражнение.
Просклоняйте такие словосочетания: самая любимая пора, сама весна-красавица, самое дорогое, само жюри. Укажите, куда падает ударение в местоимениях.
4. Практическое упражнение.
Умение находить в тексте определительные местоимения. Упр. 659.
5. Объяснительный диктант.
Запишите предложения. Объясните, какие определительные местоимения (весь, всякий, каждый) и в каких падежах нужно вставить.
1) Я ль, скажи мне, … милее, … всех румяней и белее? (А. Пушкин) 2) Мы объехали… свет. (А. Пушкин) 3) По случаю праздника семья оставалась… день дома. (А. Чехов) 4) … дело надо любить, чтобы хорошо его делать. (М. Горький) 5) Можно было пройти по… дому насквозь и не встретить ни души. (И. Гончаров) 6) Тут… камень памятен и дорог. (С. Щипачев)
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Словарная работа.
Ознакомление со словами, помещенными в рамках, с. 305.
2. Чтение текста.
(Учебник, с. 305-306.)
3. Работа с текстом.
1) Озаглавьте текст, заглавие запишите в тетрадь.
2) Объясните значение выделенного слова самостоятельно или при помощи толкового словаря.
3) Определите тип речи данного текста.
4) Докажите стилистическую принадлежность текста.
5) Подберите синонимы (упр. 663).
4. Работа над устным сочинением.
Упр. 665.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 56. Упр. 658, 660.