II СЕМЕСТ Р
УРОК 44
Тема. Произношение и обозначение на письме слабых позиций согласных звуков в словах. Развитие орфографической зоркости
Цель: учить учащихся правильному произношению и написанию слабых позиций согласных звуков в словах; формировать умение подбирать проверочные слова; развивать орфографическую зоркость; воспитывать внимательность.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся. Сообщение
– Какими бывают согласные звуки?
– Да, согласные бывают звонкими и глухими. Некоторые из них так похожи друг на друга – настоящие “двойняшки”: одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда одни говорят – их слышно, а других трудно услышать, как они не стараются. Это парные по звонкости-глухости. Для каждого из этой пары есть свой костюм, чтобы достойно представлять звук в алфавите.
Не излишество ли это?
Нет, ни в коем случае, ведь они, помимо всего прочего, еще и помогают различать слова по смыслу: шар – жар, кол – гол, пыль – быль, удочка – уточка.
Эти
Звонкие: б в г д ж з
Глухие: п ф к т ш с
А хлопоты заключаются в том, что звонкие на конце оглушаются, и нужно догадаться (с помощью проверочного слова), какую букву следует писать. Нужно изменить слово так, чтобы согласный слышался ясно: дуб – дубы, глаз – глаза.
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во чтобы то ни стало оглушить.
В конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение.
Говорим мы – плод,
Проверяем – плоды,
Говорим мы – сад,
Проверяем – сады.
– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно читать и обозначать на письме слова с сомнительными согласными.
IV. Работа по теме урока
1. Прочитайте сочетания слов
Верный друГ;
Сельский клуБ;
Черствый хлеБ;
Заросший пруД;
Последний этаЖ;
Вареная моркоВь.
– Какие звуки нужно произносить на месте выделенных букв? Запишите эти сочетания слов.
2. Измените слова и запишите по образцу
Арбузы – арбуз, утюги – …, берега – …, морозы – …, рукава – …, лошади – …, сады – …, львы – …, ножи – … .
– Объясните написание этих слов так: на конце слова арбуз произносим звук [с], а пишем букву з, потому что в проверочном слове арбузы пишется з.
Произноси правильно!
[в] [ф] [ф] [к]
Сегодня завтра вторник четверг
3. У Корнея Чуковского есть загадка, которую он называет колючей.
Отгадайте ее
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Еж)
– Какую букву надо писать на конце слова еж? Почему?
– Какие слова в загадке имеют сомнительные согласные в середине?
– Какая буква пишется в этих словах? Почему?
– Запишите вместе с проверочными слова булавка, лавка.
– Назовите другие слова с этой же буквой в середине, сразу же подбирая проверочные слова.
4. Послушайте стихотворение. Сколько слов с сомнительными согласными на конце вы в нем насчитаете? Как можно проверить эти согласные? Запишите слова вместе с проверочными
Скрипит мороз.
Сердит мороз.
И снег
Сухой и колкий.
И вяз озяб,
И дуб замерз.
Насквозь
Продрогли елки.
Т. Волжанина
5. В словах лук, суп, кот, тут замените глухие согласные звонкими и запишите полученные слова вместе с проверочными
V. Итог урока
Беседа
– Чему учились на сегодняшнем уроке?
– Как нужно проверять сомнительную согласную?
Помогут ли вам в этом “Веселые рифмы”.
– Где растет морковь?
– На грядках.
– Буквы пишут где?
– В тетрадках.
– Чистим что мы?
– Чистим зубки.
– Одеваем в холод?
– Шубки.
– любим все?
– Снежки, салазки.
– А читаем часто?
– Сказки.
Звук согласный проверяй!
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? – Нет грядок.
А тетрадка? – Нет тетрадок.
Зубки! Изменили – зубы.
Шубки! Проверяем – шубы.
Ждем снежинок и салазок,
И побольше чудных сказок!
VI. Домашнее задание