II СЕМЕСТ Р
УРОК 40
Тема. Развитие письменной речи. Письменный пересказ с опорой на план
Цель: формировать у учащихся умения пересказывать текст по рисункам, опорным материалам и плану; способствовать обогащению и активизации словарного запаса учащихся; развивать их мышление и речь; воспитывать культуру оформления письменных работ.
Тип урока: урок развития речи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Упражнение № 1
Учащимся предлагается прочитать текст “Жил
ЖИЛ НА СВЕТЕ СЛОНЕНОК
Жил на свете слоненок.
Это был очень хороший слоненок. только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. так все сидел слоненок у окошка, сопел и думал…
Однажды на улице пошел дождь.
– У-у! – сказал промокший лисенок, увидев в окошке слоненка.- Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!
Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком. И лисята, и зайчата, и ежата – все спрятались под его большими ушами.
Но вот дождь закончился, и слоненок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему все-таки
Мимо пробегал зайчик.
– О-о! Какой прекрасный длинный нос! – сказал он слоненку.- Вы вполне могли бы стать лейкой!
Добрый слоненок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья. А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился…
Ушло на закат солнце, зажглись звезды. Наступила ночь.
Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать. Только слоненок не спал: он все думал и думал, кем же ему быть?
И вдруг он увидел огонь.
“Пожар!” – подумал слоненок. Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке, набрал побольше воды и затушил три уголька и горящий пень.
Звери проснулись, увидели слоненка, поблагодарили его за то, что он потушил огонь, и назначили его лесным пожарным.
По Г. Цыферову
Вопросы к тексту
– Почему слоненок часто грустил? (Слоненок не знал, чем ему заняться, кем быть.)
– Кто предложил слоненку стать зонтиком? (Лисенок)
– Что предложил слоненку зайчонок? (Стать лейкой)
– Как слоненок стал лесным пожарным? (Слоненок потушил горящий пень, и зверята назначили его лесным пожарным.)
Желательно, чтобы свои ответы учащиеся подтверждали цитатами из текста.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
IV. объявление темы и цели урока
V. Формирование опорных знаний учащихся
Упражнение № 2
Комментарий: работа проводится по тексту “Жил на свете слоненок” из предыдущего упражнения.
Ученикам предлагается внимательно рассмотреть рисунки и еще раз прочитать текст. Учитель обращает внимание учащихся на то, что текст можно пересказать по рисункам.
Учащиеся карандашом нумеруют рисунки в хронологическом порядке.
1) Слоненок сидит у окна, под окном мокнет лисенок.
2) Слоненок сидит у окна, под окном мокнет зайчонок.
3) Слоненок закрывает ушами от дождя лисенка и зайчонка.
4) Слоненок поливает цветы.
5) Слоненок сидит в постели.
6) Слоненок тушит огонь.
Учащиеся устно пересказывают текст, опираясь на рисунки. (Живой родничок, с. 19)
Упражнение № 3
Работа проводится по тексту “Жил на свете слоненок” из упражнения № 1.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что текст можно пересказать по опорным материалам.
Ученикам предлагается внимательно прочитать таблицу с опорными материалами для пересказа текста, расположить данные фразы в хронологическом порядке и пронумеровать их.
Жил слоненок (1) | Не знал он, чем ему заняться, кем быть (2) | Сидел и думал (3) |
Однажды пошел дождь (4) | Промокший лисенок (5) | Стал большим зонтиком (6) |
Слоненок снова загрустил (7) | Пробегал зайчик (5) | Слоненок стал лейкой (9) |
Слоненок опять опечалился (10) | Наступила ночь (11) | Огонь (12) |
Побежал к реке (13) | Потушил огонь (14) | Звери проснулись и назначили его лесным пожарным (15) |
Устный пересказ текста с опорой на ключевые фразы опорного материала.
VI. Самостоятельное составление предложений
Упражнение № 5
Комментарий: работа проводится по тексту “Жил на свете слоненок” из упражнения № 1. Ученикам предлагается внимательно прочитать план текста, определить в нем зачин, основную часть и концовку.
Части текста | План |
Зачин | 1) Грустный слоненок |
Основная часть | 2) Слоненок становится зонтиком. 3) Слоненок становится лейкой. 4) Слоненок вновь грустит. 5) Слоненок тушит пожар. |
Концовка | 6) Звери назначают слоненка лесным пожарным |
Учащиеся устно пересказывают текст, опираясь на пункты развернутого плана.
VII. Подведение итогов. Чтение и обсуждение работ учащихся
Рефлексия
Учитель. Оцените свою работу по шкале “Творчество”. Если удалось рассказать, о чем хотели, поставьте знак наверху шкалы, если старались, но не все получилось,- на средней части шкалы, если вам было трудно составить пересказ, поставьте отметку на нижней части шкалы.