I СЕМЕСТР
УРОК 26
Тема. Сказка “Репка”. Развитие диалогической речи. Прослушивание эпизодов сказки “Репка”. Соотнесение эпизодов с рисунками
Цель: учить учащихся соотносить рисунки-иллюстрации с текстом; развивать диалогическую речь, воображение (абстрактное, реалистическое, схематическое), умение внимательно слушать и запоминать последовательность событий; воспитывать желание дружить друг с другом, помогать друг другу.
Оборудование: аудиозапись украинской народной сказки “Репка”, иллюстрации
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа по содержанию и названиям украинских и русских народных сказок
Учащиеся определяют название сказки по иллюстрации и рассказывают краткое содержание названной сказки.
III. Сообщение темы и задач урока
Слово учителя с элементами беседы
– Молодцы! Вы знаете очень много народных сказок. А кто из вас догадался, почему эти сказки называются народными? (Их придумал народ.)
– Сегодня на уроке мы послушаем
– Правильно! А что выращивал дед на огороде? (Дед выращивал на огороде репку.)
– Чем полезна репка? (В ней много витаминов.)
– Итак, сказка начинается!
IV. Работа по теме урока
1. Слушание аудиозаписи сказки “репка”
2. Беседа по содержанию сказки
– Почему деду удалось вырастить такую большую репку? (Потому что он очень хорошо ухаживал за ней, поливал, обкапывал, пропалывал.)
– А если бы не мышка, смог бы дед вытащить репку? (Нет, не смог бы.)
– Почему?
3. Речевая зарядка
Учитель. Давайте повторим хором слова из этой сказки: “Дедка за репку…”
4. Мы рисуем
Учитель. На ваших партах лежат рисунки. Проверим, знаете ли вы, как выглядят овощи. Найдите на рисунках репку и разукрасьте ее. (См. приложение к уроку.)
V. Закрепление полученных знаний
1. Соотнесение содержания сказки с иллюстрациями
Учитель. А сейчас, ребята, мы проверим, хорошо ли вы запомнили эту сказку.
На нашей доске висят рисунки – иллюстрации к этой сказке. Расставьте их в таком порядке, в каком происходили события.
2. Игра “Собери сказку”
Комментарий: учащиеся объединяются в три команды (каждая имеет свой комплект рисунков) и по сигналу учителя начинают вывешивать на магнитной доске иллюстрации. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.
3. Беседа. работа с пословицами и поговорками
– Скажите, ребята, вам всем вместе быстро удалось справиться с заданием? (Да, быстро.)
– А кто знает почему? (Мы делаем все вместе, дружно.)
– Смог бы один человек быстро и правильно развесить все рисунки? (Нет)
– А кто знает пословицы и поговорки про совместный труд, дружбу, взаимовыручку?
– Друг познается в несчастье.
– Друга ищи, а найдешь – береги.
– Дружба дороже денег.
– А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
– Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
– Терпенье и труд все перетрут.
– Труд кормит, а лень портит.
– Скажите, а надо ли доводить начатое дело до конца? Почему?
– Что бы было, если б дед не смог вытянуть репку и оставил ее на огороде? (Она бы пропала, и труд деда был бы напрасным.)
– Правильно. А какие пословицы и поговорки об этом вы когда-нибудь слышали?
– Сделал дело – гуляй смело.
– Какие труды – такие и плоды.
– Оставленное дело снегом занесет.
VI. Итог урока
– Какую сказку мы сегодня слушали? (Украинскую народную сказку “Репка”)
– Почему она народная? (Ее придумал народ.)
– Назовите героев сказки.
– Что им помогло вытащить репку?
– Кто такие друзья?
Приложение