УРОК № 39
Тема. Существительные в именительном падеже со значением обращения. Знаки препинания в предложениях с обращением
Цель: дать понятие об обращении; развивать умение различать имена существительные в роли обращения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращением; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают имена существительные в роли обращения; правильно ставят знаки препинания при обращении.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Прочитайте пословицы. Найдите существительные, обозначающие того, к кому обращаются с речью.
Терпи, казак, атаманом будешь. Не пугай, зима: весна придет. Яков, Яков! Не все б ты якал. Не надейся, Роман, на чужой карман, а пораньше вставай да свой наживай. Не гордись, Гордей, ты не лучше людей.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Тренировочное упражнение.
Спишите существительные, вставив пропущенный ь или ъ. Поставьте данные слова в родительный
Образец: семья – семьи.
Скам..я, коп..е, от..езд, в..юга, в..езд, раз..яснение, п..еса, стат..я, об..явление, брит..е.
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА 1
Найдите и устраните ошибки в согласовании существительного с прилагательным. Чем вызваны эти ошибки?
Маленький мышь, трудное фамилие, железная рельса, папино день рождения, печеная картофель, огромная рояль, раскидистая тополь, невыносимый боль, горячее кофе.
КАРТОЧКА № 2
Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные и согласуйте их в роде.
Образец: мышь (ж. р.) – серая мышь.
Повидло, прорубь, простыня, тополь, шампунь, путь, какао.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 182.
– Тренировочные упражнения.
1. По данным схемам составьте предложения с обращением:
2. Выпишите предложения с обращением. объясните постановку знаков препинания. составьте схемы предложений.
Уходи, мороз косматый!
Слышишь, старый, или нет?
И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.
Ты не слышишь, дед сердитый,
Как в заоблачной дали
Над землей, дождем умытой,
Закричали журавли?
(Я. Колас)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Найдите в предложениях существительные в именительном падеже. Перестройте предложения так, чтобы эти существительные стали обращениями. Объясните постановку знаков препинания.
Снежинки танцуют в воздухе. Февральский мороз нарисовал на стеклах замысловатые узоры. Тихо на землю ложится снег.
2. Придумайте и запишите предложения, в которых данные словосочетания были бы обращениями.
Дорогие друзья! Читатели нашей библиотеки! Юные друзья книг! Уважаемые ребята!
– Работа по вариантам.
Переведите с украинского языка на русский. Поставьте знаки препинания.
В дружбі брате легше працювати, в дружбі тільки розквітати. Краю мій краю кращого за тебе я в житті не знаю. Колосіться колосіться жито і пшениця. Оленка маленька чому ти раденька? Куди ти хлопче подорожуєш? Що братику посіяв, те й пожнеш. Не шуми, не гуди, не хвилюйся колосся. Бери свій портфель хлопчику.
I вариант
Запишите предложения с обращением в начале предложения.
II вариант
Запишите предложения с обращением в середине предложения.
III вариант
Запишите предложения с обращением в конце предложения.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать теоретический материал: [1] § 36.
2. Выполнить упражнение: [1] 407; [2] 234.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопросы учащимся.
– Что такое обращение?
– Какое место в предложении занимает обращение?
– Какими знаками препинания выделяется обращение?