II СЕМЕСТР
УРОК 46
Тема. Частичный анализ слов с опорой на их звуковые модели. Составление высказываний (2-3 предложения) с использованием наводящих вопросов
Цель: совершенствовать у учащихся умения строить предложения, делить слова на слоги, определять ударный гласный, выделять гласные и согласные звуки, строить звуковые модели; развивать культуру речи, умение логически выражать свою мысль; воспитывать интерес к изучению языка.
Оборудование: фишки с обозначением звуков; иллюстрация к сказке Ш. Перро “Красная Шапочка”;
Тип урока: урок развития умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться составлять предложения, подбирать слова к звуковым моделям, делить слова на слоги, выделять гласные и согласные звуки, ставить ударение.
III. Работа по теме урока
1. Составление рассказа по рисунку
Учитель демонстрирует иллюстрацию к сказке Шарля Перро “Красная Шапочка”.
– Дети, кто узнал сказку?
– Скажите, о ком и о чем можно составить предложения по рисунку?
–
– Что несла девочка в корзинке?
– Кого Красная Шапочка встретила в лесу?
2. Деление слов на слоги, обозначение ударения
– Поделите на слоги слова: бабушка, шапочка, волк, лес. Поставьте ударение в этих словах.
– Все ли слова можно поделить на слоги?
– Запомните: в односложных словах ударение не ставится!
3. Моделирование слов
– А теперь посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это жители страны Звукляндии. (Учащиеся называют “жителей” страны – гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук.)
– У вас есть такие фишки. С помощью фишек составьте звуковые схемы слов из сказки “Красная Шапочка”. Дайте характеристику каждому звуку.
Волк
Лес
Дерево
4. Отгадывание загадок. работа со звуковыми схемами слов
– Тащим их на горку,
Чтоб устроить гонку. (Санки)
– Две палки, две дощечки.
– Катайтесь, человечки! (Лыжи)
– По ледяной дорожке
Бегут стальные ножки. (Коньки)
– Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки – над лицом пушинки. (Зима)
– Какие отгадки подходят к схемам, составленным на доске?
Зима
Коньки
Санки
Лыжи
5. Звуковая характеристика слов
Один ученик из каждого ряда дает звуковую характеристику словам: зима, коньки, санки.
6. Работа по развитию речи
Учитель. Какие предложения можно составить со словами: санки, лыжи, коньки, зима?
7. Игра “Узнай слово”
Комментарий: учитель читает двустишье, учащиеся отгадывают слово, заменяя первый (второй) звук.
С “У” – не цветик, а бутон,
С “А” – не булка, а… (батон).
С “К” – красивая корона,
С “В” – крикливая… (ворона).
С “П” – не щипчики, а пилка,
С “В” – не ложечка, а… (вилка).
Есть на “Р” у Зорьки – рожки,
И на “Н” у Зины – … (ножки).
Если “Б” – над глазом бровь,
Если “К” – в сосудах… (кровь).
Со звуком [т] – не свист, а трель,
Со звуком [д] – не бур, а… (дрель).
IV. Итог урока
– Кто приходил к вам в гости на урок?
– Какую сказку мы с вами вспомнили?
– Что больше всего понравилось на уроке?