УРОК № 62
Тема. Наблюдение за ролью второстепенных членов предложения
Цель: развивать умение учащихся выделять грамматическую основу предложения; формировать умение различать нераспространенные и распространенные предложения; наблюдать за ролью второстепенных членов предложения; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся выделяют грамматическую основу предложения; различают нераспространенные и распространенные предложения; различают роли второстепенных членов предложения.
Оборудование: учебник,
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Сравните предложения в двух колонках и сделайте вывод.
Солнце греет. Солнце греет все жарче и жарче.
Сходит снег. С середины апреля сходит снег на лесных полянах.
Звенит песенка. На опушке леса звенит бодрая песенка зяблика.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Объяснительный диктант.
Расставьте знаки
Деревья шумели когда налетел ветер. Поют птицы мирно жужжат мухи. С земли еще не сошел снег а в душу уже просится весна. Дождь кончился но солнце не выходило из-за облаков.
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните грамматические основы.
Перші до нас прилетали граки. Навколо ще сніг лежить. А граки вже гуляють на проталинах. Граки відпочинуть після дороги, а потім вони почнуть будувати гнізда.
КАРТОЧКА № 2
Переведите с украинского языка на русский словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слова, смысловую и грамматическую связь. С двумя словосочетаниями составьте предложения.
Вечірня зірка, сумую за тобою, зустрів біля будинку, гуляти в садочку, клаптик снігу, потягло прохолодою.
– Слово учителя с элементами беседы.
Предложение может состоять только из грамматической основы. Оно называется нераспространенным. Если в предложении есть хоть один второстепенный член, оно называется распространенным. Второстепенные члены предложения поясняют главные.
Сравните:
Когда? откуда? каких?
– Сделайте вывод, какова роль второстепенных членов предложения?
– Работа со схемой.
– Тренировочное упражнение.
Спишите и подчеркните главные члены предложения. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения. Пользуясь схемой “Второстепенные члены предложения”, определите роль второстепенных членов. Укажите нераспространенные и распространенные предложения.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
(А. Пушкин)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Работа с учебником.
Выполните упражнение: [1] 591; [2] 232.
– Тренировочные упражнения.
1. Дополните предложения дополнениями. Составьте схемы предложений с дополнениями. Подчеркните члены предложения.
Я познакомился (с кем?). Все были довольны (чем?). Мы увлекаемся (чем?). Он не видел (кого? что?).
2. Определите границы предложений. Спишите, подчеркните основы. В распространенных предложениях подчеркните второстепенные члены, составьте схемы этих предложений.
Шторм кончился небо про..снилось пок..залось со..нце снега на сон..це окрасились в розовый цвет с волн исчезли белые гребни поднялась над водой каменная линия волнореза.
(А. Чаковский)
3. Составьте небольшой рассказ о вашей семье, используя распространенные предложения.
Образец: Мой отец строит дома. Моя мама шьет одежду. Старший брат учится в институте. Дедушка ушел на пенсию.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 55; [2] §36.
2. Выполнить упражнение: [1] 590; [2] 235.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Что вы узнали сегодня о второстепенных членах предложения?