УРОК № 1
Тема. Общие сведения о языке. Язык как развивающееся явление
Цель: дать учащимся сведения о развитии и совершенствовании русского языка; прививать им интерес к изучению русского языка; расширять кругозор школьников.
Ожидаемые результаты: учащиеся осознают, что язык со временем изменяется, и приводят тому примеры.
Оборудование: учебник, словари.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Беседа с учащимися.
– Как вы понимаете слова В. Г. Белинского:
– Какие мертвые языки вам известны?
– Почему названные вами языки относятся к мертвым?
– Что происходит с народом, если умирает язык, на котором он говорит?
– Почему В. Даль считал: “Кто на каком языке думает, тот тому народу и принадлежит”?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
“Словарь русского языка” С. И. Ожегова так трактует одно из значений слова развитие: “Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Современный русский язык имеет более чем тысячелетнюю историю. Он возник во времена Киевской Руси на основе южнославянского (македонского) диалекта, позднее – общеславянского языка.
Появление письменности у славян связано с принятием христианства: необходимы были понятные славянам богослужебные тексты. Первоначально новый литературный язык распространился в Моравии (территория современной Чехии), затем в Болгарии и оставался единым для славян до X в. Однако у восточных славян по мере развития и изменения живого языка к XI в. увеличивается дистанция между живым разговорным языком и книжным церковно-славянским. А к XIV в. происходят значительные изменения: утратились двойственное число и звательный падеж, изменилась система времен глаголов, вместо шести склонений существительных осталось три, серьезно перестроилась фонетическая система.
В конце XVI в. устанавливается общерусская норма. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый печатный “Букварь”. В 1619 г. вышла знаменитая “Грамматика” Мелетия Смотрицкого. По этой книге училось не одно поколение русских людей. По ней изучал грамматику и М. В. Ломоносов (1711-1765), который сделал очень много для реформирования русского языка.
Церковно-славянский язык был языком культуры и письменности, а русский – языком повседневного общения.
Окончательное размежевание церковно-славянского и русского языков произошло в Петровскую эпоху. Царь Петр I (1672-1725) считал создание нового литературного языка важнейшим делом: без этого “прорубить окно” в европейскую культуру было невозможно. Русский, по мнению Петра, должен быть прост и понятен во всех сферах: и в государственной деятельности, и в простом обиходе. В этот период в языке появляется много заимствованных слов.
Родоначальником современного русского литературного языка считается А. С. Пушкин (1799-1837). В пушкинской поэзии и прозе гармонично соединились торжественность церковно-славянского, энергия живой русской речи, европейская ясность изложения, меткие просторечные слова. За прошедшие два века язык изменился, но незначительно. В XX веке в нем появляются новые слова и выражения, которые необходимы для объяснения новых исторических реалий.
Современный русский язык, прошедший долгий путь развития, более разнороден. Это сложное единство литературного языка, диалектов, просторечия, жаргонов. Стали менее жесткими рамки официального публичного выступления: на смену заранее подготовленным докладам пришли беседы, дискуссии, игры, интервью. Мы видим ведущих с раскованной манерой держать себя и слышим их непринужденную речь. Но, к сожалению, утрачиваются годами выработанная культура речи, правильное произношение, точность словоупотребления. И, вместе с тем, язык не может не изменяться, как не может застыть сама жизнь.
(Из книги “Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык”)
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 4 (письменно).
[2] – 1, 2 (устно).
– Тренировочные упражнения.
1. Вставьте пропущенные буквы.
Яи..ница, скворе..ник, помо..ник, нау..ники, наконе..ник.
2. Найдите числительные. Объясните свой выбор.
Три, трешка, трояк, троица, трое, втроем, в-третьих.
3. Какой частью речи являются слова?
Военный, мой, закончив, сшитый, добр.
4. Исправьте ошибку.
Более сильнее, иду со школы, скучать за братом, высокая тополь.
5. Подберите синонимы к словам.
Шустрый, слабый, лживый, беспечный.
6. Расставьте ударения в словах.
Жалюзи:, поняла, углубить, позвонят, красивее, цепочка, обеспечение, сливовый, торты.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 5 (письменно); [2] – 6 (письменно).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– Сколько лет современному русскому языку?
– С каким событием связано появление у славян письменности?
– В каком веке происходят значительные изменения в грамматике русского языка?
– Приведите примеры изменений, происходивших в языке.
– Когда появилась первая грамматика русского языка?
– Кто является родоначальником современного русского литературного языка?