УРОК № 23
Тема. Произношение и написание – ого – о[ва], -его – е[ва]. Правила употребления ь и ъ
Цель: дать учащимся понятие о написании и произношении – ого – о[ва], – его – е[ва]; углубить знания учащихся об условиях выбора разделительных ь или ъ; учить применять правила на практике; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся правильно пишут и произносят – ого – о[ва], – его – е[ва];
Знают правила употребления ь и ъ; умеют находить изучаемые орфограммы в словах.
Оборудование:
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Вставьте пропущенные буквы. Определите, на какое правило подобраны слова.
Под..ем, обез..яна, птич..я, рыбач..я, двер..ю, об..езд, с..емка.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 0 Проверка домашнего задания.
– Творческий диктант.
Сочетания слов замените одним словом с соответствующим значением.
Птенец курицы (цыпленок). Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль). Прикрикнуть на кого-нибудь (цыкнуть).
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Березовая рощ.., вкусная пищ.., ш..повник, ч..шка, щ..вель, ч..деса, площ..дка, ч..лки, кач..ть, навещ..ть, зайч..та, лыж.. , овч..рка, пруж..на, брош..ра, параш..т, ж..ри.
КАРТОЧКА № 2
Вставьте сочетания сн и стн. Подчеркните непроизносимые согласные.
Ме..ость, вку..ый, окре..ость, опа..ый, ле..ица, чуде..ый, нена..ый, интере..ый.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
Прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончание – ого или – его. Произношение этих окончаний – – о[ва], – е[ва].
– Тренировочные упражнения.
1. Прочитайте слова, следя за правильным произношением сочетаний – ого, – его.
Высокого, большого, широкого, спокойного, низкого, светлого, зеленого, веселого.
2. Запишите данные словосочетания. Вставьте пропущенные буквы.
Честн.. признания, интересн.. рассказа, прекрасн.. сада, пушист.. снега, глубок.. колодца, тих.. свиста, колюч.. кустарника, горяч.. обеда.
– Слово учителя.
Вы уже знаете, что ь и ъ не обозначают звуков, знаете, что ь играет двойную роль: служит для смягчения и может быть разделительным. ъ может быть только разделительным.
– Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 103-104.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Выборочно-распределительный диктант.
Выпишите слова в три колонки: 1) с разделительным ъ; 2) с разделительным ь; 3) со смягчающим ь.
По воскресеньям я катаюсь за городом на лыжах. Очень люблю съезжать с крутых гор. Мчусь, ветер бьет в лицо. Вокруг вьются хлопья снега. Вот небольшой подъем. Это трамплин. Лечу в воздухе, приземляюсь и мчусь дальше. Объезжаю деревья и направляюсь на другую горку.
– Тренировочные упражнения.
1. Запишите слова. Определите роль ь и ъ.
Ель – ел, жарь – жар, съемка – Семка, чьей – чей, брать – брат, банька – банка, съесть – сесть, объедать – обедать.
2. Замените выделенные слова близкими по значению словами с разделительными знаками. Запишите слова.
Вода течет из открытого крана (льется). Совместный труд сплачивает людей (объединяет). По радио сообщили о штормовом предупреждении (объявили). Многие птицы делают гнезда из веток (вьют).
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 21, 22.
2. Выполнить упражнение: [1] 229.
3. Выписать из орфографического словаря 15 слов: 5 с разделительным ъ, 5 с разделительным ь, 5 со смягчающим ь.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопросы учащимся.
– Какое окончание имеют прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже?
– В каких случаях в словах пишется разделительный ь, в каких – ъ, а в каких ъ отсутствует?