УРОК № 14
Тема. Твердые и мягкие согласные, их произношение и обозначение (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Интерьер – внутреннее убранство дома”
Цель: закрепить навыки распознавать мягкие и твердые согласные в словах; работать над развитием речи, обогащать культуру речи учащихся по указанной теме.
Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Работа по карточкам.
Карточка № 1
Укажите ряд слов с орфограммой
А) Богатый, вокзал, макароны;
Б) букашка, кукуруза, линия;
В) роса, гостиная, светить.
К словам с указанной орфограммой подобрать и записать проверочные слова.
Карточка № 2
Укажите ряд слов, в котором все согласные звуки только твердые.
А) Молотьба, свадьба, косьба;
Б) пирог, четверг, погреб;
В) жираф, творог, курорт.
Приведите два примера слов, в которых все согласные только мягкие.
2. Проверка выполнения домашнего упражнения.
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Фонетическое упражнение.
– Запишите слова. Укажите
Голубь, пекарь, пальчик, польза.
2. Выборочный диктант.
– Прослушайте пословицы. Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные.
1) Меньше говори, а больше делай. 2) Труд кормит, а лень портит. 3) Весна красна цветами, а осень плодами. 4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.
– Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость предшествующего согласного. Почему?
3. Лингвистическая задача.
– Укажите группу слов, в которой все согласные звуки только мягкие.
А) Малыши, рыжик, мыши;
Б) жизнь, щука, циркач;
В) щавель, здесь, пень.
Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов.
4. Перевод с украинского языка на русский.
Цеп, цвях, ліхтар, секретар, календар, вісім, кров, пузир, кобзар, воротар, звір, сухар, сім.
IV. РАБОТА НАД РАЗвИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста “Моя квартира”.
(Учебник, с. 64-65.)
2. Работа с опорными словами и словосочетаниями.
Упр. 134.
3. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 135.
4. Выявление восприятия.
Упр. 136.
5. Развитие речевых умений и навыков.
Упр. 137.
6. Игра “Исключи лишнее”.
Упр. 138.
7. Составление словосочетаний.
Упр. 139.
8. Вопросы к прочитанному тексту.
Используется рубрика “Отвечайте”, с. 66.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Заключительная беседа.
– Какие буквы обозначают мягкость согласных на письме? Приведите примеры.
– Какие согласные в русском языке бывают только твердыми?
– Какие согласные в русском языке всегда мягкие?
– Назовите мягкие согласные в словах стекло, лентяй, птенчик.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий 12, 13.
2. Выполнить упр. 132, 143 (устно).